Қазақстан Ұлттық телеарнасының журналисі, Жазира Зәкірқызының Ж.Аймауытов атындағы қазақ музыка-драма театры жайлы, арнайы дайындаған репортажының алғашқы сюжеті жарыққа шықты.

Қарлығаш ХАШЫМҚЫЗЫ.
материал "Сарыарқа самалы" газетінің
сайтынан алынды http://www.saryarka-samaly.kz

Театрдың шымылдығын «Айман-Шолпан» түреді

Облыстық Ж.Аймауытов атындағы қазақ музыка-драма театры 29-ыншы маусымға әзірлік үстінде. Жыл сайын көрерменін тосын сыйлармен қуантуды мақсат ететін өнер ұжымынан биыл не күтеміз? Жаңа маусымның өзгешелігі қандай болмақ? Осы және өзге де сауалдарымызға аталмыш ұйымның бас режиссері Әділет Ақанов жауап берді.

Толығырақ: Театрдың шымылдығын «Айман-Шолпан» түреді

Қарлығаш Хашымқызы,
материал "Сарыарқа самалы" газетінің
сайтынан алынды http://www.saryarka-samaly.kz

Театр маусымы ашылды

 

Облыстық Ж.Аймауытов атындағы қазақ музыка-драма театры кезекті еңбек демалысынан кейін сахнаға қайта оралды. Өнер ордасының 29-ыншы маусымының шымылдығын Мұхтар Әуезовтың «Айман-Шолпан» музыкалық комедиясы түрді.

Өткен жұма күні театрға асыққан елдің қарасы көп болды. Олар қарашаңырақтың төлқұжатына айналған «Айман-Шолпан» музыкалық комедиясының жаңа нұсқасын тамашалауға асықты.

Толығырақ: Театр маусымы ашылды

 Статья в газете «Звезда Прииртышья» май 2018г. 

Марина КИСЕНКО.

Арыстан, Акан, Ясон…
Жумахан Доспаев: «Я – актер драмы»

Один из ведущих актеров Павлодарского областного музыкально-драматического театра имени Ж. Аймауытова Жумахан Доспаев в ноябре отмечает свой 55-летний юбилей. О нем говорят, что он из той плеяды казахских драматических актеров, которых не так уж много осталось на современных подмостках. «Қозы Көрпеш – Баян Сұлу» и «Ақан Сері» – именно в этих спектаклях по широко известным проиведениям Габита Мусрепова Жумахан Доспаев сыграл свои главные звездные роли.

- Это были непростые для театрального искусства времена, - рассказывает Жумахан Доспаев. – В конце 80-х годов в Кызылорде не было практически никаких условий для работы в этой сфере. Поскольку в 28 лет я уже был семейным человеком, то основная проблема, конечно, заключалась в отсутствии своего жилья. Как-то мне позвонил мой друг и рассказал, что в Павлодаре открывается театр. На то, что меня приняли сюда, безусловно, повлияло наличие главных ролей, исполненных мной в дипломных спектаклях. Так я приехал сюда работать.

В Павлодаре Жумахан Доспаев стал одним из основателей казахского драматического театра. Тогда в местном управлении культуры для актеров был выделен один небольшой кабинет, где они работали, репетировали. Супругу Жумахана Доспаева Гульжанат, которая тоже была актрисой и тогда находилась в положении, приняли на работу в павлодарский театр вместе с мужем. Правда, приступить к театральной деятельности она должна была только после своего декретного отпуска.

Работа в павлодарском каздрамтеатре для Жумахана Доспаева началась со спектакля по пьесе Мухтара Ауэзова «Айман-Шолпан», где он исполнил главную роль Арыстана. Позже в Баянаульском районе в одной из театральных постановок, посвященных 100-летию С. Торайгырова, актер сыграл роль самого Султанмахмута.

Запомнились зрителю главные роли Жумахана Доспаева в постановках по произведениям Габита Мусрепова «Қозы Көрпеш – Баян Сұлу» и «Ақан Сері». А еще он исполнил роли Ясона в «Медее» по Еврепиду, графа Глостера в «Короле Лир» по В. Шекспиру и многие другие.

- Когда я играл роль Акана в спектакле «Ақан Сері» по Габиту Мусрепову мне было очень трудно, - признается Жумахан Доспаев. – В этой постановке Акан должен был виртуозно играть на домбре. Все знают, что он – импровизатор, певец и композитор. Я, конечно, играю на домбре, но по звучанию это далеко не игра Акана. Если честно, я очень стеснялся. Тогда от этой роли я хотел отказаться, но режиссер сказал мне, что должен играть именно я. В итоге как-то нашел выход, выкрутился. Конечно, мне помог наш творческий коллектив. Хотя сама по себе эта роль прекрасная! В этом спектакле много эмоциональных моментов, которые давались мне легко, поскольку я считаю себя именно драматическим актером. Однако сегодня, через 25 лет, если бы мне снова предложили эту роль, я бы от нее все-таки отказался.

По словам коллеги и друга Жумахана Доспаева, актера Павлодарского областного казахского музыкально-драматического театра имени Ж. Аймауытова Бейбита Шанима, на сцене они всегда поддерживают друг друга.

- Если партнер тебя не понимает, то спектакль никогда не получится, - считает Бейбит Шаним. – С Жумаханом Доспаевым легко работать, легко играть. Можно сказать, что у нас получился творческий ансамбль. Мы учились вместе, а теперь работаем здесь, в Павлодаре, уже много лет. Стараемся всегда помогать друг другу!

Сегодня с учетом своего накопившегося опыта Жумахан Доспаев много размышляет об особенностях театрального искусства.

- Когда я учился, нам преподавали настоящие фанаты театрального дела, - подчеркивает Жумахан Доспаев. – Эти люди не только выросли на сцене, добившись больших успехов, но и смогли передать своим ученикам настоящую любовь к театру и преданность ему. Молодежь старалась активно перенимать их опыт, ну а мастерство, конечно, приходит позже! Эта любовь и помогла нам создать этот театр, ставить здесь первые спектакли по классике. А сегодня молодежь другая. Многие не станут работать, если их не устраивают условия. Есть, конечно, среди начинающих актеров хорошие и талантливые ребята – такие работают и в нашем театре.

Кстати, супружеская чета Жумахан Доспаев и Гульжанат Омарова по сей день вместе работают в стенах казахского музыкально-драматического театра имени Ж. Аймауытова. Как отмечает Гульжанат Омарова, работать рядом с мужем в одном театре столько лет ей нравится, несмотря на существующие стереотипы, что супругам лучше работать раздельно, занимаясь разными делами.

На протяжении многих лет Жумахан Доспаев принимал участие в разных культурных мероприятиях регионального уровня. Обладая редким по тембру и выразительности голосом, он стал одним из самых сильных ведущих в Павлодаре.

За вклад в развитие культуры и искусства Павлодарской области он был отмечен дипломами и благодарственными письмами. В 2005 году Жумахан Доспаев получил звание «Деятель культуры РК», а его роли не раз признавались лучшими в рамках театральных фестивалей.