«Звезда Прииртышья» 28.04.2016г. Гастрольная жизнь.

«Звезда Прииртышья» 28.04.2016г.

Гастрольная жизнь

Играли где? В Караганде!

В этом месяце артисты Павлодарского областного казахского музыкально-драматического театра имени Ж. Аймауытова побывали на гастролях в Караганде. За неделю они представили публике пять спектаклей и одну детскую постановку на сцене Карагандинского областного казахского драматического театра имени С. Сейфуллина. В свою очередь карагандинцы, не желая оставаться в долгу, в эти дни посетили областной центр с ответными гастролями.

Дружба в подарок зрителю

Как рассказал газете «Звезда Прииртышья» директор казахского драмтеатра имени Ж. Аймауытова Мухтар Байжуманов, творческую труппу павлодарского театра в Караганде встретили очень тепло. Многие знают, что нынешний директор карагандинского театра имени С. Сейфуллина Сансызбай Бекбулатов стоял у истоков аймаутовского театра, много лет работал здесь актером, а позже был заместителем директора. Во многом благодаря этому сегодня между Карагандой и Павлодаром до сих поддерживаются такие тесные дружественные связи, а коллективы двух театров гостят друг у друга, делясь накопленным театральным багажом.

Сказать, что спектакли нашего театра прошли на «ура» - значит, не сказать ничего. За время пятидневных гастролей с 5 по 10 апреля, аймаутовцы постарались продемонстрировать зрителям самые яркие и успешные постановки. Среди них были не только легкие, юмористические спектакли, но и те, которые дают театралам пищу для размышлений.

- Мы постарались выбрать из репертуара такие спектакли, которые хотели показать большему числу зрителей, - говорит Мухтар Байжуманов. – В то же время нам пришлось обходиться минимальным набором декораций, поскольку с собой мы могли взять только то, что приспособлено для транспортировки. В целом я считаю, что любые гастроли помогают артисту держать себя в творческой форме, максимально концентрироваться на работе. И если дома – в Павлодаре актер может вдруг позволить себе где-то расслабиться, то в чужом городе это невозможно, ведь играть постановку перед новым зрителем – дело вдвойне ответственное. Во-первых, это другая сцена, причем возможности репетировать на гастролях, как правило, нет. Во-вторых, плотный график обычно подразумевает быструю смену декораций, а на это тоже уходит время. К слову, зал карагандинского театра больше павлодарского на сто мест и вмещает он более 500 зрителей. К тому же, театр новый – он был построен с нуля в 2008 году.

И смех, и слезы, и террор…

Свои гастроли павлодарские служители Мельпомены открыли постановкой, специально подготовленной в прошлом году к 550-летию Казахского ханства. Это историческая драма «Абильмансур.Сабалак.Абылай»по произведению Газиза Ештанаева и Райхан Ибраевой в постановке заслуженного деятеля РК, профессора Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова Жаната Хаджиева. По словам режиссера, главной изюминкой этого спектакля стало то, что в отличие от многих других произведений, рассказывающих о биографии Абылайхана, в этом присутствует важный эпизод, где раскрывается образ матери великого хана.

Второй постановкой, которую представили в гостях павлодарцы, стала «Күтпеген кездесу» («Неожиданная встреча»). Ее премьера по мотивам романа Тахауи Ахтанова состоялась в Павлодаре в начале мая 2015 года, в преддверии празднования 70-летия Победы. Спектакль повествует о нелегком военном времени, когда миллионы людей переживали горе и разлуку с родными. В прошлом году накануне его премьеры режиссер-постановщик – заслуженный деятель РК Алимбек Оразбеков с большим сожалением отметил, что сегодня та информация о Великой Отечественной войне, которая доходит до нас, зачастую содержит недостоверные факты. По этой причине этот спектакль важно посмотреть именно молодым людям, у которых только формируются взгляды на жизнь.

- Постановка «Күтпеген кездесу» не только нашла отклик в сердцах карагандинских зрителей, но и получила достаточно высокую оценку театральных специалистов в этом городе, - рассказывает Мухтар Байжуманов. – Павлодарские зрители уже знают, что здесь была отличная режиссерская работа, хорошо потрудились и актеры. По признанию наших коллег, спектакль получился динамичным, ярким и эмоциональным, несмотря на небольшое количество декораций. 

На третий день карагандинцы узнали о том, каким может быть видение комедийного жанра у молодого начинающего режиссера. Осенью прошлого года талантливый выпускник Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова Адилет Аканов успешно дебютировал в Павлодаре со своей работой «Кызыл алма» («Красное яблоко») по пьесе узбекского драматурга Еркина Кушуактова.Нужно отметить, что необычные образы и диалоги героев вызывают добрую улыбку и ощущение полной самоотдачи артистов.

Одной из самых актуальных тем, которую подняли аймаутовцы в Караганде, стала тема терроризма в мире. В этой связи они привезли с собой спектакль «Адаскандар» («Заблудшие») на тему сирийской войны, автором которого стал карагандинский автор, лауреат Государственной премии КазССР, заслуженный артист РК Кенес Жумабеков. Режиссером-постановщиком этого спектакля стала заслуженная артистка РК иведущая актрисапавлодарского казахского драмтеатра Рауза Тажибаева. С помощью театрального искусства ей удалось раскрыть всю негативную сущность радикальной идеологии. Техническими особенностями спектакля стали правильно подобранный свет, музыкальное оформление и сценические движения артистов, которые были мастерски поставлены и выполнены.

Как отметил Мухтар Байжуманов, в репертуаре карагандинского театра имени С. Сейфуллина тоже есть этот спектакль. В этот раз гости представили свою версию на суд павлодарцам.

- Спектакль «Адаскандар» ставился нашими театрами в разное время, поэтому как нам, так и многим павлодарским зрителям будет очень любопытно посмотреть интерпретацию этого произведения, созданную нашими коллегами, - подчеркивает Мухтар Байжуманов. - Предостеречь казахстанскую молодежь от беды необходимо заранее. К сожалению, сегодня немало таких «заблудших овечек», которые бросают все и едут в чужую страну, попав под влияние пропагандистов нетрадиционного ислама. Как мы знаем, основная задача этой постановки –  показать то, насколько неверным оказывается этот путь.

Завершились гастроли наших артистов бессмертной комедией «Филумена Мартурано» по пьесе итальянского комедиографа, актера и режиссера Эдуардо де Филиппо в постановке именитого казахстанского режиссера Дамеш Арынгазиевой. Кстати, этот спектакль вошел в золотую коллекцию каздрамтеатра, а в 2008 году выиграл гран-при на театральном фестивале, проходившем в Актау в честь 80-летия выдающегося актера театра и кино НурмуханаЖантурина. А для детей был представлен спектакль «Маугли» по Р. Киплингу.

Как раз на этой неделе в казахском музыкально-драматическом театре имени Ж. Аймауытова проходят гастроли карагандинцев, которые презентуют павлодарской публике шесть постановок и один детский спектакль.

Любовь к театру и больше ничего…

В нашей беседе Мухтар Байжуманов рассказал о том, что в ближайшее время ожидает аймаутовцев и на что будут направлены все их творческие силы.

- Какие проекты сейчас у вас на примете? О чем хотите рассказать публике?

- Сейчас мы работаем над постановкой детского музыкального спектакля «Кошкин дом» с привлечением нашего театрального симфонического оркестра, - делится Мухтар Байжуманов. – В этом году с его главным дирижером мы съездили в Алматинский оперный театр и привезли оттуда две партитуры. Помогать в постановке этого спектакля нам будет артист Карагандинского академического театра музыкальной комедии Александр Браун. Кроме того, сейчас мы ведем переговоры с акимами районов и планируем выезды. В ближайшее время посетим Щербактинский и Успенский районы. Позже будет Майский и Актогайский районы. В июне этого года павлодарской публике будет представлена драма «Кылмыскер» («Преступник») известного казахстанского писателя Сакена Жунусова. Этой постановкой и завершится нынешний театральный сезон.

- Вы работаете со многими режиссерами. А есть те, на которых возлагаются особые надежды?

- Так сложилось, что прежде мы всегда отдавали предпочтение настоящим корифеям режиссерского цеха, - говорит собеседник. – К таковым я отношу Жаната Хаджиева, Алимбека Оразбекова и многих других. Однако после своей поездки в Алматы на мероприятие, приуроченное к 100-летию нашего земляка, Народного артиста КазССР, певца, актера, режиссера и драматурга Каукена Кенжетаева, я пересмотрел свое представление об этом. В ходе конференции на тему новых режиссерских тенденций, проходившей в Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова, меня удивили несколько талантливых и перспективных молодых людей, которые создали свои проекты. Среди них студенты алматинской академии Аридаш Оспанбаева, которая представила свое необычное режиссерское видение произведения Н. Гоголя «Записки сумасшедшего», и Нурсултан Калыкенов со своей работой «Макбет» по У. Шекспиру. С такими ребятами мы бы с радостью заключили контракт.

В любом случае театр – особый мир, способный развернуть перед нами панораму человеческих чувств. Все, что знает наша душа в виде неясных ощущений, театр преподносит в ярких образах. Главное, чтобы режиссер, артист и зритель его любили…

         Марина КИСЕНКО.

Театр басшысы Арман Темірбек
Театрдың көркемдік жетекшісі Ержан Қауланов
Бас режиссер Әділет Ақанов
Мекенжайымыз: Ломов көшесі, 140-үй, 31-02-09 (вахта), 87753682271